Техника правильного звукоизвлечения на фортепиано.

Существует несколько технических вопросов о правильном звукоизвлечении, которые на определенном этапе обучения начинают волновать исполнителя:

     1) Причины зажатия рук.
     2) Причины статичного, негибкого запястья.
     3) Как сделать пальцы крепкими, а концы пальцев цепкими, живыми и чувствительными.
     4) Как научиться «петь на инструменте».

Причины зажатия рук
Основная причина зажатия рук — это не налаженный контакт между тем, что исполнитель хочет сказать (его внутреннее слуховое представление — ВСП) и тем, как это грамотно передать на инструменте. Т.е. у ученика есть «знания», но нет «умений».
Приведу пример: ученик представляет звук с движением, но не знает, что за него отвечает запястье, и как оно выражает представление о движении звука. Если ученик не продолжает ВСП звука в движении запястьем, то статичность запястья начинает уже влиять на ВСП движения звука — движение звука в представлении ученика начинает постепенно угасать. Т.е. неправильные движения негативно влияют на наши слуховые представления. Таким образом, мышечные зажимы постепенно вызывают и психологические зажимы.

Все это, повторяю, является следствием того, что у ученика нет «умений». Когда он играя слышит, что его ВСП абсолютно не совпадают с реальным звучанием на инструменте, ученик зажимается, т.к. его энергия накапливается, не находя выхода.

Теперь рассмотрим, что происходит, когда контакт «голова — руки — голова» налажен.
Мышцы рук и запястья начинают естественно двигаться, дышать, напрягаться, как при вздохе и расслабляться, как при выдохе. Все это благодаря тому, что движение мышц рук полностью связано с ВСП исполнителя. И если исполнитель хочет что-то изменить в своих ВСП — динамику звука или штрих — движения мышц рук сразу перестраиваются на нужное ВСП.
А для того, чтобы все движения были умными и естественными, у исполнителя должны быть точные ВСП того, что он хочет сказать — как и у здорового человека, который знает, что он хочет сделать (взять яблоко, например) и знает, как он будет это делать (возьмет яблоко).

Концы пальцев
Концы пальцев отвечают за качественное представление звука. Поэтому причиной вялых концов пальцев является отсутствие у исполнителя четкого и качественного ВСП всех градаций звука: тембра, гармонии, динамики, баланса, окраски и педали. Именно поэтому исполнителю часто сложно сделать даже простейшую динамику.
Приведу пример: педагог просит ученика сыграть место в произведении чуть тише, и все, что чувствует ученик в этот момент — то, что это место надо сыграть не так громко или чуть тише. Т.е. ничего определенного. Он внутренне немного зажимается и начинает легче прикасаться к клавиатуре, боясь, как бы какой-нибудь звук не пропал или не «вылез».
Когда у исполнителя есть четкое ВСП всех градаций звука, то в том же случае со сменой динамики ученик представляет желаемый звук и качественно выполняет пожелание педагога.

Таким образом, если у исполнителя есть четкое ВСП всех градаций звука, его концы пальцев становятся цепкими, крепкими, чувствительными и «умными». Пальцы сами начинают чувствовать, где им больше раскрыться, чтобы площадь соприкосновения подушечек пальцев с клавишей стала больше (для достижения максимально объемного и певучего звука), а где подсобраться (для четкого и ясного звука). Конец 1-го пальца также вынужден научиться «брать» звук и играть не за счет запястья, а работать самостоятельно.

У исполнителя появляется новое ощущение того, что он прикасается не к клавише, а к звуку.

«Пение на инструменте»
Со стороны каждый музыкант может точно определить, поет у исполнителя инструмент или нет. Объяснит он это просто — если исполнитель дает лететь, жить и вибрировать звуку до конца, значит, инструмент у него поет. Если он зажимает, забивает и накрывает звук «медным тазом», значит, инструмент у исполнителя не поет. И сам он не играет, а «стучит» на инструменте.

Как же петь на инструменте?
Для пения нужен голос — у исполнителя это ВСП звука с движением. Ученик умеет этим голосом говорить, играя на инструменте (басом, альтом или сопрано). Для этого он может сыграть гамму с ВСП движения звука, проследив за правильными движениями запястья, локтя и корпуса.

Но для того, чтобы этим голосом петь, а не говорить, исполнитель овладевает «знаниями» правильного интонирования звуков и «умениями» грамотно передавать интонирование на инструменте с помощью веса и верной посадки.

И когда исполнитель овладевает правильным интонированием с весом и представлением звука в движении, у него появляется потрясающее чувство того, что он поет, играя на инструменте. Это, кстати, дает еще большую свободу в мышцах, так как энергия исполнителя, благодаря весу, переливается через ноги, таз, корпус, руки и пальцы в клавиатуру инструмента. У исполнителя появляется ощущение того, что один звук перетекает в другой — это дает ощущение легатного пения bell canto.

Итак, правильное звукоизвлечение это:

     1) Точные ВСП о том, что исполнитель хочет сказать.
     2) Чувствительные и живые концы пальцев, которые полностью передают на инструменте ВСП о звуке.
     3) Движения запястья, локтя и корпуса, которые полностью отражают ВСП.
     4) Владение правильной интонацией и весом, т.е. владение «пением на инструменте».

Другие статьи и профессиональные консультации на моем сайте.

Исполнитель, педагог Павлова Анжэла Владимировна


Найти репетитора

Написать письмо Правила Размещение рекламы
При любом использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на сайт «Репетитор».
По всем вопросам обращайтесь к администрации сайта
www.megastock.ru
Проверить аттестат